Эффективное взаимодействие педагогов-ассистентов с педагогами и родителями в воспитании и развитии детей с особыми образовательными потребностями в организациях образования

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
1.Образовательная программа курса повышения квалификации педагогов-ассистентов «Эффективное взаимодействие педагогов-ассистентов с педагогами и родителями в воспитании и развитии детей с особыми образовательными потребностями в организациях образования» (далее – Программа) регламентирует процесс обучения педагогов-ассистентов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) в условиях инклюзивного образования.

2.Актуальность подготовки специалистов для сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих поведенические трудности при обучении, обусловило включение впервые карточки профессии «Педагога ассистента» в Профессиональном стандарте педагога. На IV заседании Национального курултая Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев особо отметил важность предоставления каждому ребенку с ООП равных возможностей для полноценного образования.

Это свидетельствует о необходимости совершенствования, как подготовки, так и повышения квалификации педагогических кадров, обладающих профессиональными компетенция для обеспечения качественной комплексной поддержки детям с ООП. 

Создание специальных условий для получения образования детей с ООП  является приоритетным направлением в государственной образовательной политике в рамках международных обязательств Казахстана в соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребенка», а также отражено в Законе Республики Казахстан «Об образовании», Законе «О правах ребёнка в Республике Казахстан», Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования» и подзаконных нормативно-правовых документах.

Кроме того, в Казахстане реализуется ряд государственных программ и стратегий, направленных на развитие инклюзивного образования. В Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2023-2029 годы указано, что создание инфраструктуры, обеспечивающей комфортное и безопасное пребывание детей, образовательного пространства, обеспечивающего инклюзивность, поддержку индивидуальности и особенностей детей, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

3. Практическая востребованность программы основана на следующих ключевых факторах.

Во-первых, в Казахстане рост количества детей с особыми образовательными потребностями. Этот вызов требует адаптации методов обучения и воспитания, специальной поддержки  детей с ООП в системе  общего образования, а также профессионального развития компетенций специалистов, работающих с ними.

Во-вторых, среди растущего количества детей с особыми образовательными потребностями отмечается увеличение численности детей, имеющих трудности социально-эмоционального взаимодействия, различные проявления нежелательного поведения. Решением проблем включения детей с такого рода трудностями обучения в общеобразовательный процесс является введение в штатное расписание организаций образования педагогов-ассистентов. Эти специалисты совместно с педагогом в классе должны оказывать поддержку ребенку с ООП через создание  комфортной образовательной среды,  при активном взаимодействии с родителями. Для обеспечения качественного образования и специальной поддержки в соотвествии с образовательными потребностями ребенка педагоги-ассистенты должны  обладать соответствующми компетенциями для эффективного взаимодействия с различными участниками образовательного процесса.

В-третьих, важно учитывать, что  специальная психолого-педагогическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями наиболее продуктивна при соблюдении семейно-центрированного подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями.  Семья должна быть включена в активное взаимодействие со своим ребенком, именно в условиях семейного воспитания закрепляются социально-коммуникативные умения, сформированные специалистами психолого-педагогического сопровождения у ребенка с поведенческими проблемами в инклюзивном образовании. Принимая во внимание, что в рамках профессиональной деятельности педагоги-ассситенты оказывают поддержку детям с трудностями поведения, требуется  расширение представлений о теории поведения и практтических навыков коррекции нежелательного поведения на уроке.

В рамках курса повышения квалификации предусмотрено  обучение педагогов-ассистентов эффективным методам общения с родителями, имеющих детей с поведенческими проблемами  для выработки и реализации единой стратегии сопровождения и поддержки ребенка в условиях инклюзивного образования. Известно, что залогом быстрого достижения нужного результата в работе с ребенком с ООП является  участие в педагогическом процессе, активное взаимодействие родителей с ребенком и специалистами.

Программа повышения квалификации «Эффективное взаимодействие педагогов-ассистентов с педагогами и родителями в воспитании и развитии детей с особыми образовательными потребностями в организациях образования» разработана в соответствии с запросом инклюзивной практики в организациях образования и направлена на развитие у педагогов-ассистентов профессиональных умений по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения и организации эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Курс повышения квалификации педагогов-ассистентов будет способствовать развитию их профессиональных компетенций, повышению качества образования детей с особыми потребностями, укреплению взаимодействия педагогов и родителе для успешной социализации и интеграции детей в общество.

Большинство существующих программ, направленных на повышение квалификации педагогов-ассистентов в Казахстане, фокусируются на общих аспектах инклюзивного образования. В этой связи необходимо обратить внимание на взаимодействие педагогических работников и родителей.

4. Уникальность Программы заключается в ее практико-ориентированном подходе, подчеркивающем интеграцию элементов современных научно-обоснованных методов поддежки детей и эффективные коммуникативные техники, а также позволяет педагогам-ассистентам повышать компетентность непрерывного профессионального развития.

Принимая в внимание, что педагог-ассистент относительно новая штатная единица в огранизации образования, программы профессионального развития компетенций актуальны и особо востребованы.

Программа нацелена на расширение и развитие у педагогов-ассистентов профессиональных навыков необходимых для работы с детьми с особыми образовательными потребностями для обеспечения качества образования и максимальной социализации.

Оставьте отзыв

Укажите свою электронную почту, чтобы мы могли опубликовать ваш отзыв